Lagunamir.ru

Глазированный блог

Метки: Авиационная катастрофа определение, авиационная катастрофа фото, авиационная катастрофа характеристика современных средств спасения, авиационная катастрофа перевод на английский, авиационная катастрофа причины.

Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа) — авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести одного или более человек, находящихся на борту воздушного судна (пассажиров или членов экипажа). К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.

Крушение цеппелина Гинденбург, одна из самых знаменитых авиакатастроф XX века

Содержание

История

Первые авиакатастрофы произошли практически сразу же после начала эры воздухоплавания, то есть еще в конце XIX века. Как число самих авиапроисшествий, так и число их жертв было относительно невелико до начала массового применения самолетов в боевых действиях и в качестве гражданского транспорта. С развитием международных авиаперевозок сформировалась система учета и классификации авиапроисшествий, началась выработка международных стандартов авиабезопасности.

С началом эры массовых авиаперевозок во второй половине 1940-х число авиакатастроф и количество жертв начали стремительно расти. Увеличение надежности самолетов и повышение стандартов безопасности привели к снижению этих показателей в первой половине 1950-х годов. Однако начало реактивной эры и экспансия авиатранспорта в страны третьего мира привели к новому росту числа катастроф, который прекратился лишь к середине 1960-х. К этому времени на рынок были выведены новые, более надежные реактивные лайнеры, налажена относительно безопасная работа авиации во всех странах мира.

Своего пика ежегодное число авиакатастроф достигло в середине 1970-х (наибольшее количество погибших пришлось на 1972 год[1][2]). Связано это было как с ростом числа авиаперевозок, так и с увеличением средней вместимости авиалайнеров. Новым фактором снижения авиационной безопасности в 1970-е годы стал терроризм. После серии крупных авиакатастроф началось планомерное ужесточение стандартов контроля за состоянием воздушных судов, их обслуживанием, подготовкой экипажей и досмотром пассажиров. В результате среднее число погибших в авиакатастрофах к середине 1980-х сократилось более чем вдвое. В последующие полтора десятилетия, однако, оно снова выросло — от 1000 до 1500 людей ежегодно лишались жизни в результате авиакатастроф. Это было связано не столько с увеличением их числа, сколько с увеличением средней пассажировместимости авиалайнеров, массовым распространением широкофюзеляжных самолетов.

Статистика авиакатастроф в гражданской авиации за последние шесть десятилетий показывает тенденцию к понижению от пика в 616 катастроф с 15 689 погибших в 1970-е до чуть более 300 катастроф и немногим более 8000 погибших в 2000-е[3].

В 2010 году произошло 28 авиакатастроф, в которых погибло 828 человек[4].

География

После обновления авиапарка, ужесточения требования к авиационной безопасности и более строгого соблюдения технических норм и авиационных правил, крупные авиакатастрофы в Западной Европе и США стали редкостью. Наиболее неблагополучными регионами остаются Африка, некоторые страны Азии (Индонезия) и Латинская Америка. Ряд авиакомпаний из этих стран включены в «черный список» ЕС, им запрещено осуществлять перевозки в воздушном пространстве стран Евросоюза.

Причины

Основными причинами авиакатастроф являются:

  • Отказ техники
  • «Человеческий фактор» (ошибки в управлении авиатранспортными средствами, а также ошибки диспетчеров и прочего персонала)
  • Неблагоприятные погодные условия
  • Ошибка военных ПВО

Безопасность пассажиров

Специалисты Университета Гринвича (Лондон) в 2008 году провели исследование, данные для которого брали из анализа обстоятельств гибели 105 человек в авиакатастрофах. Также были опрошены почти 2 тыс. человек, выживших при крушении самолётов. Результаты показали:

  • Наиболее безопасны кресла у прохода, не более чем в пяти рядах от аварийного выхода.

По мнению ряда специалистов, кресла бортпроводников безопаснее кресел пассажиров, поскольку они расположены спинкой вперед. Предлагалось даже развернуть кресла пассажиров, но нововведение не было внедрено из-за нежелания пассажиров летать спиной вперед.

Авиакатастрофы, в которых погибли высшие должностные лица государств

Факты

  • Существует мнение, что количество пассажиров на рейсах, потерпевших катастрофу, меньше, чем обычно на тех же самых рейсах[5][неавторитетный источник? 98 дней][6][неавторитетный источник? 98 дней] (при свободном выборе рейса пассажирами). Иногда это на самом деле так. К примеру, заполненность врезавшегося в южную башню ВТЦ рейса 175 «Юнайтед Эйрлайнс» Бостон — Лос-Анджелес 11 сентября 2001 года (Боинг-767) была низкой[7] и составила 56 пассажиров (включая пять террористов) при вместимости 168 посадочных мест (33,33 %), в то время как средняя заполняемость данного рейса по вторникам за предшествующий трёхмесячный период — 49,22 %[5][8]. Заполненность разбившегося в Пенсильвании рейса 93 «Юнайтед Эйрлайнс» Нью-Йорк — Сан-Франциско 11 сентября 2001 года (Боинг-757) была очень низкой[9] и составила 37 пассажиров (включая четверых террористов) при вместимости 182 посадочных места (20,33 %)[9], а средняя заполняемость данного рейса по вторникам за предшествующий трёхмесячный период — 52,09 %[5][10]. Количество пассажиров данных рейсов, в частности, расследовалось Комиссией Кина-Зеликова. При этом нет фактов манипуляции числом посадочных мест либо приобретения дополнительного числа неиспользованных билетов на данные рейсы[7].
  • По оценке журнала BusinessWeek, на 2011 год по типам самолётов налёт на 1 катастрофу составил (в часах)[11]:
    • Boeing-737 JT8D — 507 500
    • Ил-76 — 549 900
    • Ту-154 — 1 041 000
    • А-310 — 1 067 700
    • McDonnell-Douglas DC-9 — 1 068 700
    • Ту-134 — 1 087 600
    • Boeing-727 — 2 306 300
    • McDonnell-Douglas DC-10 — 2 908 800
    • McDonnell-Douglas MD-11 — 3 668 800

Ссылки

  • Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ-98)

См. также

Примечания

  1. Liste des décès par année
  2. Aviation Safety Network > Statistics > By period > fatal airliner hull-loss accidents
  3. Статистика авиакатастроф. Самолеты падают… все реже
  4. В результате авиакатастроф в 2010 году погибли 828 человек
  5. ↑ Загадки 11 сентября. Почему упали башни? — М.: Вече, 2007. — 384 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2240-9
  6. Cтатистика катастроф на земле и в воздухе и количество отказавшихся от рейсов пассажиров. News.mail.ru, 23 июня 2011
  7. 1 2 The 9/11 Comission Report. гл.1, стр.452 // Final Report of the National Comission on Terrorist Attack Upon the United States. — Вашингтон: W.W. Norton & Company, Inc., 2004. — 571 с.
  8. UAL Report. «Flight 175 BOS-LAX Load Factors». Undated. From June 1, 2001, to Sept. 11, 2001.
  9. 1 2 The 9/11 Comission Report. гл.1, стр.456 // Final Report of the National Comission on Terrorist Attack Upon the United States. — Вашингтон: W.W. Norton & Company, Inc., 2004.
  10. UAL Report. «Flight 93 EWR-SFO Load Factors». Undated. From June 1, 2001, to Sept. 11, 2001.
  11. В США названа десятка самых "катастрофичных" моделей самолетов

Ссылки

  • aviation-safety.net
  • airdisasters.com
  • airdisasters.ru
  • Авиакатастрофы на AirSafe.ru
  • Статистика авиакатастроф и безопасность полетов letaem-bez-straha.ru
  • Рейтинг самых опасных и безопасных самолетов на основе количества авиакатастроф со смертельным исходом



Tags: Авиационная катастрофа определение, авиационная катастрофа фото, авиационная катастрофа характеристика современных средств спасения, авиационная катастрофа перевод на английский, авиационная катастрофа причины.