Lagunamir.ru

Глазированный блог

Перейти к: навигация, поиск
Гибель Джона Кеннеди

Piper PA-32R Saratoga II enru, аналогичный разбившемуся
Общие сведения
Дата

16 июля 1999 года

Время

21:41

Причина

Дезориентация пилота

Место

Атлантический океан, близ Мартас-Винъярда (Массачусетс , США)

Координаты

41°17′37″ с. ш. 70°58′39″ з. д. / 41.293667° с. ш. 70.977556° з. д. / 41.293667; -70.977556 (O)(O)

Воздушное судно
Модель

Piper PA-32R-301 Saratoga II enru

Авиакомпания

частный

Пункт вылета

Колдуэлл, Нью-Джерси

Пункт назначения

Мартас-Винъярд, Массачусетс

Бортовой номер

N9253N

Дата выпуска

9 июня 1995 года (дата получения лётного сертификата)

Пассажиры

3

Экипаж

1

Погибшие

3 (все)

Выживших

0

Катастрофа самолета Джона Кеннеди-младшего — авиационная катастрофа, произошедшая в пятницу 16 июля 1999 года, когда небольшой частный самолёт Piper PA-32R-301 Saratoga II enru упал в Атлантический океан близ острова Мартас-Винъярд (Массачусетс). Пилотом самолёта был известный американский журналист и адвокат Джон Кеннеди-младший, который летел со своей женой Кэролин Бессетт и свояченицей (сестра жены) Лорен Бессетт. Все трое погибли, что привело к широкому резонансу, а в стране даже был объявлен национальный траур. Данную катастрофу нередко связывают с так называемым проклятием Кеннеди.

Самолёт

Внешние изображения
Разбившийся самолёт.

Piper PA-32R-301 Saratoga II с регистрационным номером N9253N (заводской — 32-13100[1]) получил лётный сертификат 9 июня 1995 года, а 16 июня был продан компании Skytech, Inc., базирующейся в Балтиморе (Мэриленд). 5 января 1996 года борт N9253N перепродали компании Poinciana LLC из Уилмингтон (Северная Каролина). В мае 1998 года в ходе ежегодного (либо каждые 100 часов) осмотра самолёта, в двигателе, который на тот момент имел наработку 387,1 часов, на внутренней поверхности цилиндров обнаружили следы коррозии. Также следы точечной коррозии наблюдались и на поверхности нескольких толкателей клапанов. Тогда двигатель был отправлен в капитальный ремонт, где его разобрали, осмотрели, заменили некоторые детали на новые, после чего собрали вновь, а затем запустили в испытательной камере. Тесты были пройдены успешно, поэтому в июле 1998 года двигатель установили обратно на борт N9253N[2].

25 августа 1998 года самолёт приобрела Raytheon Aircraft Company (Уичито, Канзас), которая в тот же день перепродала его Air Bound Aviation, Inc. (Фэрфилд, Нью-Джерси). Через два дня его приобрёл частный пилот из Нью-Джерси. 16 апреля 1999 года самолёт был проверен комиссией из Федерального управления гражданской авиации и за исключением мелких недочётов его техническое состояние было оценено как очень хорошее. Через 12 дней борт N9253N выкупила Columbia Aircraft Sales, Inc., которая в тот же день перепродала его обратно Air Bound Aviation, Inc., которая в свою очередь продала самолёт Джону Кеннеди. 18 июня самолёт при общей наработке 622,8 часа прошёл свой последний ежегодный осмотр. В ходе проверки выяснилось, что в регистрационной форме были неправильно указаны марка и модель самолёта, поэтому к эксплуатации борт N9253N был допущен только 25 июня, когда была получена новая регистрационная форма. 13 июня, то есть за три дня до катастрофы, по данным технического журнала самолёта были проверены колебания планового навигационного прибора и компаса. Наработка самолёта на тот момент не известна. На момент катастрофы самолёт, согласно показаниям найденного среди обломков тахометра, имел общую наработку 663,5 часа. По имеющимся данным, до этого с бортом N9253N не было никаких происшествий[2].

Пилот

Пилот самолёта Джон Кеннеди-младший

Пилотом самолёта был известный журналист и адвокат 38-летний Джон Фицджеральд Кеннеди-младший (родился 25 ноября 1960 года). 4 октября 1982 года начал обучение на пилота-любителя и за последующие 6 лет проходил практику с шестью различными инструкторами. Его налёт за это период составил 47 часов, из которых 46 часов были в двойном экипаже с инструктором и 1 час — в одиночку. В период с сентября 1988 по декабрь 1997 года по имеющимся данным не летал, после чего в декабре 1997 года начал обучение на пилота-любителя в Веро-Бич (Флорида). В период до апреля 1998 года совершил полётов общей продолжительностью 53 часа, в том числе 43 часа с инструктором на борту. Позже на слушаниях инструктор оценил навыки Кеннеди как «очень хорошие». 22 апреля 1998 года Кеннеди сдал проверку на частного пилота одномоторных самолётов, после чего начал выполнять полёты на Cessna 182 как самостоятельно, так и с инструктором. Проходил подготовку на базе Million Air и нередко летал на их самолётах. За 1998 год его налёт составил 179 часов, из которых 65 часов были без инструктора. 12 марта 1999 года прошёл письменный экзамен в Федеральном управлении гражданской авиации, по результатам которого набрал 78 %[2].

5 апреля 1999 года начал обучение на полёты по приборам и завершил 11 из 25 уроков. В ходе данного обучения накопил 13,3 часов налёта и ещё 16,9 часов на тренажёрах. Инструкторы отмечали, что у него были сложности с некоторыми задачами, но это нормально для пилотов такого уровня, а пилотирование по основным приборам было однако превосходным. По оценке инструктора, Кеннеди мог бы выполнить полёт «вслепую», без видимого горизонта, хотя на 1 июля 1999 года ещё не был готов для этого. Также инструктор вспомнил, что Кеннеди как-то обмолвился, что хотел бы выполнить самостоятельно такой полёт[2].

Общий налёт Джона Кеннеди составлял 310 часов, в том числе 55 часов ночью; самостоятельный налёт составлял около 72 часов. Преимущественно летал на Cessna 182, с мая 1999 года начал выполнять полёты и на приобретённом Piper Saratoga II. Непосредственно на «Саратоге» имел общий налёт 36 часов, из которых 9,4 часа ночью; самостоятельный налёт — 3 часа, из которых 0,8 часа ночью, включая ночную посадку. За последние 15 месяцев из округа Эссекс (Нью-Джерси) на Мартас-Винъярд (Массачусетс) или обратно летал 35 раз, из которых 17 полётов выполнял самостоятельно, включая не менее 5 ночных полётов. Из полётов на Мартас-Винъярд с инструктором примерно 6 или 7 было выполнено ночью. Последний известный самостоятельный полёт выполнял 28 мая 1999 года[2].

Катастрофа

16 июля 1999 года примерно в 13:00 Джон Кеннеди прибыл в местный аэропорт Эссекс, который располагался в одноимённом округе у города Колдуэлл, и подтвердил местному диспетчеру, что намерен сегодня лететь на своём самолёте на остров Мартас-Винъярд (Массачусетс). Далее Джон сказал, что прибудет в аэропорт примерно в 17:30—18:00, на что диспетчер передал, что борт N9253N будет припаркован снаружи ангара. На Мартас-Винъярд Кеннеди направлялся для того, чтобы присутствовать на свадьбе своей кузины Рори Кеннеди, а с ним летели его жена и своячница. Свидетели видели пилота с женщиной, которые загружали самолёт, при этом пилот был на костылях (Джон незадолго до этого получил травму). Закат был в 20:14, а в 20:34 уже в условиях сумерек борт N9253N связался с диспетчером руления и доложил: Саратога девять два пять два Новэмбер (позывные борта N9253N) готовы к рулению к полосе… вылет в северо-восточном направлении. Диспетчер руления дал указание следовать к полосе 22, что пилот подтвердил. В 20:38:32 Кеннеди перешёл на связь с диспетчером взлёта и посадки (Эссекс-башня) и доложил о готовности к взлёту. В 20:38:39 диспетчер дал это разрешение, получение которого пилот подтвердил в 20:38:43. Ещё через несколько секунд диспетчер спросил, не направляется ли самолёт в Тетерборо, на что ему ответили: Нет, сэр. На самом деле я направляюсь немного севернее… в восточном направлении. Тогда диспетчер дал пилоту право выполнять взлёт с подветренной стороны полосы, на что в 20:38:56 пилот сообщил о выполнении взлёта с полосы 22. Это был последний радиообмен с бортом N9253N[2].

Согласно данным с радиолокаторов, в 20:40:59 на расстоянии около 1 мили к юго-западу от аэропорта вылета самолёт поднялся до высоты порядка 1300 футов (400 метров). Следуя по курсу 55° самолёт на высоте 1400 футов (430 метров) достиг реки Гудзон, находясь при этом в 8 милях северо-западнее окружного аэропорта Вестчестер, что у города Уайт-Плейнса, после чего выполнил над рекой поворот в северном направлении и начал набор высоты. Пролетев так на север 6 миль, Кеннеди затем повернул на восток и направляясь по курсу 100° продолжал подниматься, пока в 6 милях северо-западнее Вестчестера не достиг высоты 5500 футов (1680 метров). Сохраняя данную высоту самолёт направился через Нью-Йорк прямо на Мартас-Винъярд. Береговую линию борт N9253N пересёк севернее Бриджпорта и теперь следовал параллельно берегу уже над водой, сохраняя высоту 5500 футов и курс 100°, пройдя при этом мыс Джудит (штат Род-Айленд)[2].

В регионе уже стояла ночь (гражданские сумерки закончились в 20:47, навигационные — в 21:28), а в западной части неба находился серп нарастающей луны, который давал примерно 19 % освещения. В 34 милях к западу от аэропорта назначения Кеннеди начал снижаться с приборной скоростью 166 узлов и вертикальной скоростью 400—800 футов в минуту (122—224 м/мин), а в 21:38 начал выполнять ещё и правый поворот на юг. На высоте 2200 футов (670 метров) самолёт вдруг прекратил снижение и начал подниматься. Набор высоты длился секунд 30, в течение которых был прекращён поворот, а скорость снизилась до 153 узлов. В 21:39 самолёт занял высоту 2500 футов (760 метров), сохраняя которую пролетел в юго-восточном направлении в течение 50 секунд, после чего перешёл уже в левый поворот с набором высоты и поднялся до 2600 футов (790 метров). Затем, сохраняя левый поворот, машина перешла в снижение с вертикальной скоростью 900 футов в минуту (274 м/мин), пока курс не достиг восточного направления, после чего поворот был прекращён, хотя снижение от этого не замедлилось. Затем в 21:40:15 самолёт перешёл в крутой правый поворот, при этом теряя высоту всё быстрее. 21:40:34 борт N9253N снижался уже с вертикальной скоростью 4700 футов в минуту (1432 м/мин или 24 м/с), когда на высоте 1100 футов (335 метров) исчез с экранов радиолокаторов[2].

Когда самолёт Джона Кеннеди не прибыл на Мартас-Винъярд, были начаты его поиски, руководил которыми контр-адмирал Ричард Ларраби(O) и полностью разрушился. Все три человека на борту (Джонн Кеннеди, Кэролин и Лорен Бессетт) погибли[2].

Последствия

Гибель Джона Кеннеди-младшего вызвала широкий резонанс в обществе, который был сопоставим с резонансом, вызванным гибелью принцессы Дианы за два года до этого. По всей стране без какого-либо объявления начался траур. 19 июля, ещё до обнаружения самолёта, президент США Билл Клинтон выступил с речью в честь Кеннеди. Заседание Сената США также началось с молитвы по погибшим. Свои соболезнования прислали и главы остальных государств, а Папа Иоанн Павел II, заявил, что будет молиться о семействе Кеннеди. В то же время в прессу просочилась информация, что погибший пилот имел налёт всего 46 часов, а на день катастрофы его нога была в гипсе, из-за чего Кэролин даже пыталась отговорить мужа от полёта, но тот настоял на своём. Тем не менее, родители Кэролин и Лорен Бессетт заявили, что не обвиняют зятя в случившемся. Комиссию по расследованию причин катастрофы возглавил бывший военный лётчик Джеймс Холл (по другим данным — Роберт Пирс)[4][5].

Причины катастрофы

В ходе расследования было установлено, что перед полётом Кеннеди в 18:30 через Интернет получил из Тетерборо прогноз погоды, согласно которому на маршруте ожидалась видимость в районе 6—8 миль (10—13 км). Но согласно показаниям пилотов, которые находились близ маршрута полёта борта N9253N, над водой стояла дымка, которая существенно снижала видимость. Так, один из пилотов, который пролетал данный регион в 19:30, то есть до заката, заявил, что при полёте над сушей он хорошо видел ориентиры, но когда оказался над водой, то не смог даже различить линию горизонта. Ещё один пилот, который находился в районе происшествия, сообщил, что пока он находился на высоте 14 000 футов (4,2 км), то видимость была неограниченной. Но в процессе снижения самолёт оказался в облаках, после чего огни Мартас-Винъярда исчезли, из-за чего пилот даже решил, что на острове случилась авария на электросети. Связавшись с аэропортом, он узнал, что находится менее чем в 5 милях от него, но уже не мог увидеть аэропорт. При этом облака не освещались огнями самолёта, а потому были незаметны[2][6].

6 июля 2000 года Национальный совет по безопасности на транспорте выпустил итоговый отчёт по результатам расследования катастрофы. Согласно этому отчёту, причиной катастрофы была банальная дезориентация пилота. Когда Кеннеди перед заходом на посадку начал выполнять поворот, то в процессе данного поворота из-за высокой продолжительности под действием центробежной силы произошло временное расстройство вестибулярного аппарата, чему способствовали условия полёта почти в полной темноте над водой и сквозь облака, из-за чего пилот не видел никаких внешних ориентиров. В результате пилот потерял чувство ориентации в пространстве и не понимал, где небо, а где вода, поэтому ошибочно сперва перевёл самолёт в набор высоты, а потом в снижение, при этом создавая сперва левый крен, а после всё увеличивающийся правый, пока правый крен вскоре не превысил 45°. Авиалайнер вошёл в крутой штопор, а дезориентированный пилот не успел понять показания приборов и вывести его из этого состояния, поэтому в 21:41 машина на высокой скорости врезалась в океан[2][7].

Культурные аспекты

Катастрофа самолёта Джона Кеннеди-младшего показана в канадских телесериалах «Последние 24 часа» и «Расследования авиакатастроф». В последнем роль Кеннеди сыграл Хармон Уолш (англ. Harmon Walsh), а Кэролин и Лорен соответственно Линдси Фрейзер (англ. Lindsey Frazier) и Каролина Бартчак (англ. Carolina Bartczak)[8].

Примечания

  1. N9253N, 1995 Piper PA-32R-301 C/N 3213100 (англ.). Aircraft Data. Проверено 21 января 2015.
  2. ↑ Национальный совет по безопасности на транспорте (6 July 2000). Проверено 21 января 2015.
  3. Обнаружено тело Кеннеди-младшего (рус.). Газета.Ru (21 июля 1999). Проверено 21 января 2015.
  4. Кеннеди-младшего похоронят вместе с родителями  (рус.), Коммерсантъ (21 июля 1999). Проверено 21 января 2015.
  5. Власти США потеряли надежду найти самолет Джона Кеннеди-младшего (рус.). Газета.Ru (19 июля 1999). Проверено 21 января 2015.
  6. Update on Investigation of John F. Kennedy, Jr. Plane Crash (англ.). Национальный совет по безопасности на транспорте (30 July 1999). Проверено 21 января 2015.
  7. NTSB NTSB releases final report on investigation of crash of aircraft piloted by John F. Kennedy Jr. (англ.). Национальный совет по безопасности на транспорте (6 July 2000). Проверено 21 января 2015.
  8. Piper Saratoga (англ.) на сайте Internet Movie Database

См. также