Lagunamir.ru

Глазированный блог

Метки: Катастрофа a300 над персидским заливом, заливом сан-франциско, полисы греции и их борьба с персидским нашествием ответы, заливом рифма.

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 655 Iran Air

Схема полета рейса 655
Общие сведения
Дата

3 июля 1988 года

Время

10:24 UTC

Характер

Воздушная атака

Причина

Сбит ракетой, выпущенной с американского ракетного крейсера «Vincennes»

Место

над Персидским заливом

Погибшие

290 (все)

Воздушное судно


Airbus A300B2-203 борт EP-IBU за 3 года до катастрофы

Модель

Airbus A300B2-203

Авиакомпания

Iran Air

Пункт вылета

Мехрабад

Остановки в пути

Бендер-Аббас

Пункт назначения

Дубай

Рейс

IR655

Бортовой номер

EP-IBU

Пассажиры

274

Экипаж

16

Выживших

0

 Изображения на Викискладе

(O)

 
Ирано-иракская война
Курсивом выделены операции, проводившиеся США

Каман-99 — Абадан — Хорремшехр (1) — Морварид — Дизфуль — Фатх ол-Мобин — Хорремшехр (2) — Самен ол-Аэме — Тарик аль-Кодс — Бейт ол-Мокаддас — Рамадан — «Перед рассветом» — «Рассвет-1» — «Рассвет-2» — «Рассвет-3» — «Рассвет-4» — «Рассвет-5» — «Рассвет-6» — Болота — «Хейбар» — «Бадр» — Война городов — Фао (1) — «Рассвет-8» — «Кербела-4» — «Кербела-5» — «Кербела-6» — «Кербела-10» — «Наср-4» — «Earnest Will» — «Prime Chance» — «Eager Glacier» — «Nimble Archer» — Халабджа — «Зафар-7» — Фао (2) — «Богомол» — Рейс № 655 — «Мерсад»

Катастрофа A300 над Персидским заливом — авиакатастрофа, произошедшая 3 июля 1988 года. Самолёт Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air совершал коммерческий пассажирский рейс IR655 между Тегераном (Иран) и Дубаем (ОАЭ) с промежуточной посадкой в Бендер-Аббасе (Иран). Через несколько минут после вылета из Бендер-Аббаса самолет был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с ракетного крейсера «Vincennes» ВМС США. Погибло 290 человек, включая 16 членов экипажа, среди пассажиров было 66 детей. Во время пуска ракеты крейсер Vincennes находился в территориальных водах Ирана.

Американское правительство заявило, что иранский самолёт по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана. Иранское правительство, однако, утверждает, что Vincennes сознательно атаковал гражданский самолёт.

Хронология событий

Авиалайнер Airbus А300 авиакомпании Iran Air (регистрационный номер EP-IBU) покинул аэропорт Бендер-Аббаса в 10:17 по иранскому времени (UTC+3:30), на 27 минут позже времени, назначенного по расписанию. Самолёт, находившийся под управлением капитана Мохсена Резаяна, должен был совершить короткий 28-минутный полёт в международный аэропорт Дубай. Полёт проходил в рамках международного воздушного коридора 35-километровой ширины Amber 59, проложенного напрямую между аэропортами Бендер-Аббас и Дубай, по очень простой полётной схеме — сначала набор высоты до 4300 м, потом следование по прямой в Дубай, после чего снижение и посадка.

В это же время в Ормузском проливе находился оборудованный информационно-управляющей системой AEGIS ракетный крейсер ВМС США «USS Vincennes». Командовал крейсером капитан Уильям Роджерс III.

Крейсер действовал под предлогом защиты кувейтских танкеров от нападений со стороны воюющих между собой Ирана и Ирака[1]. Он был направлен в Ормузский пролив после того, как 14 апреля на неопознанной морской мине подорвался фрегат ВМС США USS Samuel B. Roberts (FFG-58). Дополнительным поводом послужили сведения о том, что Иран закупил в Китае противокорабельные ракеты HY-1 Silkworm (лицензионная копия советской ракеты П-15М) поэтому американские военно-морские силы, действовавшие в этом районе в рамках операции «Искренняя воля» (Earnest Will) для защиты танкеров, нуждались в корабле, оборудованном системой AEGIS[2]. Утром 3 июля крейсер вошёл в территориальные воды Ирана,[3] преследуя иранские моторные лодки, с которых был обстрелян вертолёт, запущенный с крейсера. Лодки в это время находились на территории Ирана.

Вопреки расчетам членов экипажа крейсера, иранский авиалайнер продолжал лететь над Персидским заливом. После получения ответа на несколько радиовызовов, Vincennes выпустил зенитную ракету. Ракета попала прямо в самолет и разорвала его надвое. Рейс 655 упал в воду, все 290 человек на его борту погибли.

Гражданство погибших

Гражданство Пассажиры Экипаж Всего
Иран Иран 238 16 254
ОАЭ ОАЭ 13 0 13
Индия 10 0 10
Пакистан Пакистан 6 0 6
Югославия Югославия 6 0 6
Италия Италия 1 0 1
Всего 274 16 290[4]

Официальное мнение американского правительства

Ракета стартует с передней площадки крейсера Vincennes во время учений в 1987 году. Эта же пусковая установка была применена для стрельбы по рейсу Iran Air-655

Согласно официальным заявлениям правительства США, авиалайнер был ошибочно опознан крейсером Vincennes как атакующий иранский военный самолёт. Рейс 655 совершал полёт по профилю, напоминающему профиль выхода в атаку F-14A «Томкэт», состоявших на вооружении ВВС Ирана. Кроме того, самолёт вылетел из аэропорта Бендер-Аббас, который служил не только коммерческим аэропортом, но и аэродромом базирования иранских F-14.

По тем же сообщениям, Vincennes неоднократно (11 раз) пытался связаться с рейсом 655 по радио, но не получил от него ни одного ответа, но при этом лишь 3 сообщения были отправлены на гражданской частоте. При этом команда Vincennes при связи не использовала уникальный код иранского самолета, который был получен через систему распознавания целей.

В 10:24 UTC крейсер выпустил ракету "Земля-воздух" SM-2MR по находящейся в этот момент на расстоянии около 20 км неопознанной воздушной цели. Ракета попала в самолёт, в результате чего он разрушился как минимум на две части и упал в море. Только после попадания самолёт был опознан командой крейсера как иранский коммерческий авиалайнер.

Эта версия была изложена в рапорте адмирала Уильяма Фогарти, который возглавлял официальное расследование этого инцидента. Рапорт был рассекречен и опубликован только частично: часть I — в 1988, а часть II — в 1993 годах. Выводы, изложенные в рапорте, встретили большую волну критики.

Основной причиной инцидента в официальном рапорте названо психологическое состояние команды Vincennes, действовавшей в боевой обстановке под большим давлением, а также схожесть полётного профиля лайнера с предполагаемым профилем атаки иранского истребителя.

В целом, американское правительство рассматривает случившееся как военный инцидент и считает, что команда крейсера действовала в соответствии с текущими обстоятельствами. Позже командир крейсера был награждён орденом «Легион почёта» за успешную службу в период с 1987 по 1989 год.

Иранская версия

Иранское правительство считает атаку гражданского самолёта преднамеренным незаконным актом. По мнению официальных представителей Ирана, даже в случае ошибки опознавания, которую Иран ставит под сомнение, обстрел гражданского самолёта в нейтральных водах является следствием преступной халатности, а не несчастным случаем, и должен рассматриваться как международное преступление.

Фактически, Иран считает, что Ирак и Иран находились в тот момент в состоянии необъявленной войны, причём США выступали на стороне Ирака, оказывая ему военную и политическую поддержку. Иран рассматривает атаку на гражданский авиалайнер, как преднамеренный акт агрессии, направленный на то, чтобы оказать на иранское правительство давление с целью заключения перемирия в ирано-иракской войне.

Радиопереговоры

Во время своего последнего полёта рейс 655 находился в непрерывном радиоконтакте с различными авиационными диспетчерскими службами, используя для этого стандартные радиочастоты, принятые в гражданской авиации. За несколько секунд до запуска ракет с крейсера Vincennes пилоты авиалайнера вели переговоры на английском языке с диспетчерской службой аэропорта Бендер-Аббас. В соответствии с данными официального расследования, на борту крейсера Vincennes не имелось радиооборудования, способного прослушивать эфир и вести переговоры на частотах гражданской авиации, за исключением международной аварийной частоты. Впоследствии американские военные корабли, действующие в этом районе, были снабжены соответствующим оборудованием, позволяющим использовать гражданские частоты и получать доступ к информации о полётных планах коммерческих рейсов.

В отчёте ИКАО указывается, что было совершено 7 попыток связаться с рейсом 655 на военной частоте, и 3 попытки связаться на коммерческих аварийных частотах, причём запросы адресовались «неопознанному иранскому самолёту», скорость которого указывалась равной 350 узлам.

Тем временем, пилоты авиалайнера не считали свой самолёт «неопознанным», поскольку бортовой ответчик был включен и функционировал исправно на протяжении всего полёта. Кроме того, самолёт имел приборную скорость 300 узлов, скорость в 350 узлов была его путевой скоростью, измеряемой относительно земли (в данном случае относительно радара корабля)[5].

Бортовой самописец самолёта зафиксировал, что пилоты рейса 655 получили три последних запроса с крейсера, но отнесли их к иранскому самолёту «Орион», который незадолго до этого действовал в этом же районе.

Обстоятельства, повлиявшие на исход событий

Командный Центр AEGIS крейсера USS Vincennes

Официальные источники, а также независимые эксперты приводят достаточно широкий набор факторов, которые могли повлиять на принятие решения, которое привело к столь трагическому результату:

  • Команда корабля имела недостаточный уровень взаимодействия с гражданскими авиадиспетчерами, что было вызвано как натянутыми отношениями между американской и иранской сторонами, так и недостаточным уровнем тренировки персонала. Кроме того, Командный Центр крейсера был затемнён, в связи с боем между крейсером и иранскими вооружёнными катерами, который произошёл ранее утром. Это могло помешать офицеру, ответственному за опознание цели, найти информацию о рейсе по соответствующему справочнику.
  • Незадолго до инцидента в районе находился иранский противолодочный и разведывательный самолёт P-3 «Орион», к которому пилоты рейса 655 ошибочно относили запросы, получаемые ими по радио.
  • Рейс 655 отклонился приблизительно на 5 км от центра воздушного коридора незадолго до того, как он был сбит. Утверждается, что такое отклонение нетипично для коммерческих лайнеров, и что отклонение было в сторону крейсера, поэтому могло быть расценено как выход в атаку.
  • Инцидент произошёл примерно через год после того, как в Персидском заливе иракским самолётом «Мираж» был обстрелян и повреждён американский фрегат USS Stark (FFG-31). В результате попадания противокорабельной ракеты «Экзосет» на корабле погибли 37 членов экипажа, а корабль получил серьёзные повреждения. После этого инцидента на американском военном флоте, действовавшем в Персидском заливе, были введены новые правила безопасности, разрешающие обстрел потенциально опасных воздушных целей.
  • После боя с иранскими катерами психологическое состояние команды Vincennes было весьма напряжённым, корабль вошёл в иранские территориальные воды, и полёт рейса 655 мог быть расценён как реакция иранских ВВС, направленная на атаку корабля.
  • Эксперты по вооружению и программному обеспечению отмечали недостаточно высокий уровень тренировки офицеров, а также отсутствие опыта принятия решений, базировавшихся на информации столь сложной компьютерной системы как AEGIS. Кроме того, отмечалось, что пользовательский интерфейс AEGIS был неудобен и имел существенные недоработки.

Компенсация

26 февраля 1996 года США согласились выплатить Ирану компенсацию в размере 61,8 млн долларов США за 248 погибших, из расчета 300 тыс. долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 тыс. за каждого иждивенца. Компенсировать стоимость самолёта (около 30 млн долларов) США отказались.

Данная компенсация однозначно рассматривается США как односторонний добровольный акт, поскольку ответственность за случившиеся правительство США на себя не взяло. Вице-президент США в 1988 году Джордж Буш-старший, в частности, заявил: «Я никогда не буду извиняться за Соединённые Штаты Америки, несмотря ни на какие факты» («I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are»)[6].

Выплата компенсации прекратила дело, возбуждённое в 1989 году Ираном против США в Международном суде ООН[7].

Отражение в культуре

Трагедии рейса 655 Iran Air посвящена пятая серия 3 сезона канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф — «Ошибка идентификации».

Почтовая марка Ирана, посвящённая трагедии

Примечания

  1. В ходе ирано-иракской войны обе стороны многократно атаковали танкеры третьих стран, перевозившие нефть противника, что представляло серьёзную угрозу безопасности судоходства в Персидском заливе.
  2. Только корабли, оборудованные системой AEGIS, считались достаточно подготовленными к отражению возможной ракетной атаки.
  3. Эпизод «Mistaken Identity» сериала «Майдэй» канала Дискавери
  4. Memorial of the Islamic Republic of Iran in the Case Concerning the Aerial Incident of 3 July 1988 (Islamic Republic of Iran v. United States of America). p. 15. 24 July 1990. (англ.)
  5. Приборная скорость обычно меньше путевой скорости, и зависит от высоты полёта самолёта, а также от направления и силы ветра. В полёте пилотами используется приборная скорость, тем не менее при переговорах с наземными службами, а также в целях навигации ими может использоваться путевая скорость.
  6. Time (англ.)
  7. Press Release 1996/6 (англ.). Case concerning the Aerial Incident of 3 July 1988 (Islamic Republic of Iran v. United States of America) (23 February 1996). Проверено 27 октября 2014.

Ссылки

  • Советская пресса о трагедии
  • Аэробус A-300 сбит крейсером США (из книги И. Муромова «100 великих авиакатастроф»)
  • Море лжи («Ньюсуик», 13 июля 1992 года)  (англ.)

См. также


Tags: Катастрофа a300 над персидским заливом, заливом сан-франциско, полисы греции и их борьба с персидским нашествием ответы, заливом рифма.