Lagunamir.ru

Глазированный блог

Метки: Катастрофа boeing 737 под шарм-эш-шейхом видео, катастрофа boeing 737 под шарм-эш-шейхом, катастрофа boeing 737 под шарм эш шейхом.

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 604 Flash Airlines

Мемориал рейсу 604
Общие сведения
Дата

3 января 2004 года

Время

04:45 EET

Характер

Сваливание на эшелоне в плоский штопор

Причина

Технический отказ, либо дезориентация экипажа (мнения разделились)

Место

залив Акаба, Красное море, близ Шарм-эш-Шейха (Египет)

Координаты

27°52′35″ с. ш. 34°24′08″ в. д. / 27.87639° с. ш. 34.40222° в. д. / 27.87639; 34.40222 (O)(O)

Воздушное судно


Boeing 737-3Q8 авиакомпании Flash Airlines, идентичный разбившемуся

Модель

Boeing 737-3Q8

Имя самолёта

Nour

Авиакомпания

Flash Airlines (взят в лизинг у ILFC)

Пункт вылета

Шарм-эш-Шейх (Египет)

Остановки в пути

Каир (Египет)

Пункт назначения

Шарль-де-Голль, Париж (Франция)

Рейс

FSH604

Бортовой номер

SU-ZCF

Дата выпуска

9 октября 1992 года (первый полёт)

Пассажиры

135

Экипаж

13

Погибшие

148 (все)

 Изображения на Викискладе

Катастрофа Boeing 737 под Шарм-эш-Шейхом — авиакатастрофа, произошедшая в субботу 3 января 2004 года. В Красное море близ побережья Шарм-эш-Шейха упал авиалайнер Boeing 737-3Q8 авиакомпании Flash Airlines. Самолёт выполнял рейс FSH604 (позывные — Flash 604) из Шарм-эш-Шейха в Париж с промежуточной остановкой в Каире для дозаправки, а на его борту находились 2 пилота, 1 стажёр, 4 стюардессы, 6 внеслужебных членов экипажа и 135 пассажиров. После вылета из аэропорта авиалайнер начал было выполнять левый разворот с набором высоты, но вместо набора высоты он перешёл в быстрое снижение и через две с половиной минуты с момента вылета врезался в воды Красного моря. Все 148 человек на борту погибли[1]. Это крупнейшая авиакатастрофа в Египте с участием Boeing 737-300[2].

Самолёт

Борт SU-ZCF в ливрее авиакомпании TACA (борт N373TA)

Boeing 737-3Q8 (регистрационный номер SU-ZCF, заводской 26283, серийный 2383) был выпущен в 1992 году и 9 октября совершил свой первый полёт, после чего был продан авиакомпании ILFC, которая 22 октября сдала его в лизинг авиакомпании TACA enru, где он получил бортовой номер N373TA. 25 марта 1998 года авиалайнер был сдан в лизинг авиакомпании Color Air enru, где эксплуатировался под бортовым номером G-COLB до 27 сентября 1999 года, после чего вернулся к ILFC, которая 22 ноября изменила бортовой номер на N161LF. 21 апреля 2000 года самолёт был сдан в лизинг авиакомпании Heliopolis Airlines, где получил бортовой номер SU-ZCE и имя Shaza. 17 мая авиалайнер вернулся в ILFC и был перерегистрирован на N221LF, после чего 17 июля был сдан в лизинг Mediterranean Airlines, где получил бортовой номер SU-MBA и имя Cataract. В мае 2001 года он вернулся к ILFC, а в июне сдан в лизинг авиакомпании Flash Airlines, где получил бортовой номер SU-ZCF и имя Nour (араб. نور‎‎ — свет)[3].

Самолёт был оснащен двумя двигателями CFM International 56-3C12000 года, изначально он был оснащен двигателями CFM International 56-3B2) и относился к конфигурации Y148. Его салон эконом-класса имел пассажировместимость на 148 мест. На день катастрофы налетал 25603 часа и совершил 17976 циклов "взлет-посадка"[3][4].

Пассажиры и экипаж

Гражданство людей на борту
Гражданство Пассажиры Экипаж Всего
Египет Египет
Канада Канада
США США
0 1 1
Египет Египет 0 12 12
Франция Франция 132 0 132
Марокко Марокко 2 0 2
Япония Япония 1 0 1
Итого 135 13 148

Также в кабине находился второй пилот-стажёр Ашраф Абдельхамид (Ashraf Abdelhamid)[5], который в отличие от остальных членов экипажа имел ещё канадское и американское гражданство. В салоне работали 4 стюардессы, там же находились 6 внеслужебных членов экипажа, занимающихся обслуживанием авиалайнера на стоянках. Всего на борт сели 135 пассажиров, в большинстве это были французские туристы, возвращавшиеся домой[8][9].

Катастрофа

По данным речевого самописца, второй пилот пришёл в кабину в 04:14:30 EET (02:14:30 GMT), а в 04:18:14 пришёл и КВС. После краткого обсуждения со стюардессами информации о погрузке и плане полёта, в 04:18:58 командир дал указание второму пилоту зачитать контрольную карту перед запуском двигателей, что было закончено в 04:20:17. В 04:32:19 пункты этой карты были выполнены, после чего с 04:35:36 по 04:39:55 была зачитана контрольная карта по рулению. В процессе выполнения данной карты, экипаж связался с диспетчером и в 04:38:15 получил от него указания после вылета занять эшелон 140 (4,27 километра), ответчик 1673. Второй пилот подтвердил указания и сообщил, что на борту 135 пассажиров. В 04:40:38 второй пилот сообщил, что Flash 604 готов к рулению. В ответ диспетчер на башне передал: Flash 604, у земли ветер [направление] 280, [скорость] 13 узлов, левый поворот на курс 306, взлёт с полосы 22 правая. Второй пилот подтвердил получение информации, но забыл повторить о первоначальном занятии эшелона 140, на что ему дважды указал командир. В 04:41:59 рейс 604 занял исполнительный старт в начале полосы. В 04:42:02 был включён переключатель TOGA, а через пару секунд отпущены тормоза. В 04:42:10 второй пилот сообщил, что скорость растёт и достигла 80 узлов. В промежутке от 04:42:26 по 04:42:33 второй пилот последовательно сообщил о достижении скорости V1 (принятия решения), подъёма носовой стойки и отрыве от полосы. В 04:42:36 командир сказал: Подъём, а через пару секунд скорость достигла 169,5 узлов. В 04:42:43 командир сказал о достижении 400 футов (122 метра), что второй пилот повторил, а в 04:42:59 второй пилот сообщил о высоте 1000 футов (305 метров). В это же время с ними связался диспетчер, который сообщил время вылета и разрешил выполнять левый поворот с набором высоты. Второй пилот признал получение информации, что стало последней радиопередачей с рейса 604. С креном 20° авиалайнер начал выполнять левый поворот с набором высоты[10].

В 04:43:00 КВС сказал: Скорость N1 210 [узлов], закрылки 1. Левый поворот. В 04:43:05 диспетчер сообщил: Flash 604, расчётное время 44 когда вы выполните левый разворот и займёте курс 306. Экипаж эту информацию подтверждать не стал, а самолет в этот момент был на высоте 1268 футов (386 метров) над уровнем моря. 04:43:11, когда высота была 1528 футов (466 метров), командир ещё раз повторил: Левый поворот, а второй пилот подтвердил, что понял информацию. В 04:43:18 Второй пилот доложил: Левый поворот, занимаем 306, VOR Шарм. В 04:43:21 левый крен достиг максимального значения в 21,8°, а после прохождения курса 140 снизился примерно до 5°. В 04:43:19 с диспетчером вышел на связь рейс MSR227 (Хургада—Шарм-эш-Шейх) авиакомпании EgyptAir, поэтому диспетчер перестал следить за рейсом FSH604. Тем временем, в 04:43:21 рейс 604 достиг скорости 219 узлов, поэтому командир дал команду полностью убрать закрылки. В 04:43:35 второй пилот доложил, что закрылки убраны и фары выключены (высота 2196 футов, скорость 209 узлов, курс 168, тангаж 10,9°, левый крен 20,74°), а следом командир дал указание зачитать контрольную карту после взлёта, но ему не ответили. В 04:43:53, поступательная скорость достигла 216,5 узлов, после чего начала снижаться, пока в 04:44:23 не упала до 184,5 узлов, а затем опять начала расти. В 04:43:55 командир дал команду: Автопилот, но никто не ответил (3124 фута, 216 узлов, 142,7°, 15,3°, влево 7,7°). В 04:43:59 автопилот был включён по системе CWS-R, о чём второй пилот доложил командиру (3468 футов, 209,5 узлов, 140,2°, 18,4°, влево 6,6°). В это же время параметрический самописец зафиксировал, как на секунду на угол 7,2° отклонился правый элерон, что вызвало отключение автопилота, о чём экипаж на пару секунд известил звуковой сигнал. В этот период времени наблюдался набор высоты и увеличение вертикальной скорости. В 04:44:05 командир дал указание задать высоту (3880 футов, 203 узлов, 139.5°, 20,5 °, влево 0,0°), о чём через пару секунд второй пилот доложил , что высота задана и автопилот задействован. В течение этого времени самолёт начал выходить из левого крена, пока крыло не заняло горизонтальное положение. Далее были зафиксированы кратковременные отклонения правого элерона, создающие правый крен. В 04:44:18 крен был около 12°, когда командир сказал: Смотрите, что сделал самолёт (4824 фута, 186,5 узлов, 149,4°, 15,4°, вправо 12,6°)[11].

Услышав замечание командира, второй пилот подтвердил, что самолёт действительно выполняет правый разворот (крен 17°). На вопросительное восклицание командира (Что?), второй пилот повторил: Поворачивает вправо. Тогда в 04:44:31 командир сказал: Что? Поворачивает вправо? Как поворачивает вправо? (5436 футов, 195 узлов, 179,6°, 10.7°, вправо 27,7°). Правый элерон продолжал отклоняться, тем самым увеличивая крен. Крен достиг 43,2°, а самолёт достиг максимальной высоты 5468 футов (1667 метров), когда за счёт кратковременного отклонения левого элерона крен был снижен до 41,8°, но затем опять начал расти. Командир дважды скомандовал включить автопилот, на что второй пилот доложил о его включении. Однако самописец не зарегистрировал активирования автопилота. В 04:44:44 крен достиг 53°, а через пару секунд авиалайнер начал постепенно опускать нос и переходить в снижение. В 04:44:48 правый крен достиг 68,9°, когда второй пилот сказал: Опасный крен, опасный крен, опасный крен, а система выдала предупреждение о сваливании. В 04:44:54 при крене 95° командир сказал: Хорошо, выходим (4388 футов, 264,5 узлов, 270°, -29,7°, вправо 95,2°). Левые элероны были отклонены, но авиалайнер уже сам заваливался на крыло (3068 футов, 317,5 узлов, 281° , -43,2°, вправо 111°). Второй пилот увидел, что автопилот не задействован, о чём тут же доложил, а в ответ командир дал команду его включить. В 04:44:58 стажёр увидев рост скорости крикнул: Убавь режим, убавь режим, убавь режим, а следом это же сказал и командир. Двигатели были переведены на холостой режим (тангаж -42,4° (на пикирование), правый крен 39,2°). В 04:45:02 в кабине звучит сигнал о превышении скорости (1320 футов, 382,5 узлов , 306,9°, -40,6°, вправо 30,2°). Выходя из крутого правого крена, рейс 604 теперь нёсся вниз под крутым углом. В 04:45:04,3 командир сказал [самолёту]: Выходи же. К этому моменту правый крен составлял 15,6°, высота 421 фут (128 метров), а самолёт снижался с опущенным вниз на 30,5° носом со скоростью 411,8 узлов[12].

В 04:45:05 срабатывает сигнал об опасно малой высоте, а всего через секунду в 04:45:06 с вертикальной перегрузкой 3,96 единиц Boeing 737 на скорости 416 узлов (770 км/ч) с правым креном 19,3° и с опущенным вниз под углом 25,4° носом врезался в поверхность воды залива Акаба в Красном море. От удара авиалайнер полностью разрушился и затонул на глубине около 900 метров[13]. Все 148 человек на борту погибли[14]. На конец 2013 года это крупнейшая авиакатастрофа в Египте с участием Boeing 737-300 и 4-я среди всех Boeing 737[2].

Расследование

5 января в Франс Пресс в Каире позвонил неизвестный, который назвал себя представителем исламской группировки «Ансар аль-Хак» (Йемен) и заявил, что самолёт был взорван как протест против принятого во Франции закона, известного как «Запрет на ношение хиджабов в школах.»[15] Однако на следующий день официальный представитель правительства Йемена заявил, что такая группировка не существует[16]. Последующее исследование найденных тел и обломков также исключило версию о теракте. По предварительным данным комиссии, катастрофа произошла по причине технического отказа, либо из-за ошибки пилотов[17].

Культурные аспекты

Катастрофа рейса 604 была показана в 4 сезоне документального сериала Расследования авиакатастроф в серии Пикирование в бездну[5].

Примечания

  1. Occurrence Summary (англ.). EGYPTIAN MINISTRY OF CIVIL AVIATION. Проверено 16 ноября 2013.
  2. ↑ Aircraft accident Boeing 737-3Q8 SU-ZCF Sharm el Sheikh (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 16 ноября 2013.
  3. ↑ SU-ZCF Flash Airlines Boeing 737-3Q8 - cn 26283 / ln 2383 (англ.). Planespotters.net. Проверено 16 ноября 2013.
  4. Report, p. 96-1
  5. 1 2 3 4 Расследования авиакатастроф
  6. Report, p. 11-1
  7. Report, p. 54-1
  8. Report, p. 1
  9. Families of air crash victims fly to Egypt (англ.). The Guardian (4 January 2004). Проверено 16 ноября 2013.
  10. Report, p. 2-1
  11. Report, p. 3-1
  12. Report, p. 4-1
  13. Report, p. 5-1
  14. Report, p. 8-1
  15. Теракт против египетского самолета устроили радикальные исламисты (рус.). Вести.ру (5 января 2004). Проверено 17 ноября 2013.
  16. "Ансар аль-Хак" - это миф. Кто же взорвал Боинг? (рус.). Правда.Ру (6 января 2004). Проверено 17 ноября 2013.
  17. Катастрофа над Красным морем. Теракт исключен (рус.). Вести.ру (20 января 2004). Проверено 17 ноября 2013.

Ссылки

  • FINAL REPORT OF THE ACCIDENT INVESTIGATION Flash Airlines flight 604 January 3, 2004 Boeing 737-300 SU-ZCF Red Sea off Sharm El-Sheikh, Egypt (англ.). EGYPTIAN MINISTRY OF CIVIL AVIATION. Проверено 16 ноября 2013.
  • Расследования авиакатастроф Пикирование в бездну. Яндекс.Видео. Проверено 16 ноября 2013.

Tags: Катастрофа boeing 737 под шарм-эш-шейхом видео, катастрофа boeing 737 под шарм-эш-шейхом, катастрофа boeing 737 под шарм эш шейхом.