Lagunamir.ru

Глазированный блог

Замок и монастырь Кведлинбурга

Кведлинбургское аббатство (нем. Stift Quedlinburg или Reichsstift Quedlinburg) было резиденцией светских канонисс в Кведлинбурге, Саксония-Анхальт, Германия. Оно было основано в 936 году по инициативе Святой Матильды, вдовы Генриха Птицелова, как мемориал в его честь [1]. В течение многих столетий оно обладало большим престижем и влиянием.

Содержание

История

Бывшая коллегиатская церковь (англ.) Св. Серватия в Кведлинбурге, ныне лютеранская церковь

Кведлинбургское аббатство было основано на замковом холме Кведлинбурга в 936 Оттоном Великим, по просьбе матери королевы Матильды, позже канонизированной, для увековечения памяти об отце Оттона, Генрихе Птицелове[1]. Генрих был похоронен здесь, так же как впоследствии и Матильда[2].

"Kaiserlich freie weltliche Reichsstift Quedlinburg" ("Вольное светское Имперское аббатство в Кведлинбурге"), как оно называлось до своего роспуска в 1802 году, включало в себя частную церковь императорской семьи, с которой была связана община светских канонисс, как правило незамужних дочерей высшей аристократии[3]. Крупнейшими и наиболее знаменитыми заведениями этого рода были Эссенское аббатство, Гандерсхаймское аббатство, Гернродское аббатство, Кёльнское аббатство и Хертфордское аббатство, в последнее из которых молодая королева Матильда была помещена своей бабкой-аббатисой.

Благодаря своим имперским связям, аббатство получило богатые земельные пожертвования. С церковной точки зрения, аббатиса была выведена из подчинения главы своей епархии, епископа Хальберштадта, и подчинялась только папе.[4] Епископы Хальберштадта постоянно находились в конфликте с аббатисами по вопросу духовной юрисдикции, требуя от них подчинения в силу общего принципа подчинённости женщины мужчине. В политическом отношении, аббатиса была княгиней Священной Римской империи, занимающей место в коллегии князей и имеющей право голоса в рейхстаге.[4]

Во время Реформации аббатство стало протестантским при аббатисе Анне II из рода Штольбергов. После германской медиатизации 1803 года аббатство было присоединено к королевству Пруссии как Кведлинбургское княжество. Между 1807 и 1813 годам и оно относилось к просуществовавшему не долго королевству Вестфалия.

Церковь

Церковь Св. Серватия[5] посвященная святым Серватию Маастрихтскому, первому епископу Тонгерена и Дионисию Парижскому, является значительной романской постройкой. Возведение трёхнефной базилики на фундаменте трёх предшествующих строений началось до 997 года и было закончено в 1021 году. В 1070 году случился пожар, причинивший серьёзный ущерб. Здание было восстановлено в исходном виде и было переосвящено в 1129 году в присутствии императора Лотаря III.

Пожертвования

Земельная собственность

В первые десятилетия своего существования община была облагодетельствована многочисленными земельными дарами, особенно от императорской семьи. Все последующие земли, вводимые в обработку в прилегающих районах, также отходили к аббатству. Кроме того, он получал и более далеко расположенные территории, например расположенный в 170 километрах Зольтау, дарованный Оттон I в 936 году.

Среди прочего, аббатство получило следующие территории и владения:

  • В 956 году Оттон I даровал церковь Архангела Михаила недалеко от Бланкенбурга, которая позже была преобразована аббатисой Беатрисой II в Михаэльштайнское аббатство (англ.)
  • В 974 году был приобретён город Дудерштадт в юго-восточной Нижней Саксонии, которым аббатство владело 262 года. Деревней Брайтенфельд около Дудерштадта аббатство владело до своего расформирования.[6]
  • 3 июля 993 года император Оттон III даровал аббатству Потсдам, что является первым документальным упоминанием этого места. Эта дарственная отмечает поворотный пункт к возврату территорий восточнее Эльбы, утраченных восточными франками после восстания славян 983 года.
  • В 999 году провинция Геры перешла к аббатству. В 1209 году назначила фогта Вайды в качестве администратора этой территории.
  • Дарственные императора Оттона I: в 936 году 25 поместий; в 937 году 2 поместья; в 944 году 1 поместье; в 946 году 2 поместья; в 954 году 1 поместье; в 956 году 11 поместий; в 961 году 7 поместий.
  • Дарственные императора Оттона II: в 974 несколько поместий; в 979 году 1 поместье; в 985 году 5 поместий.
  • Дарственные императора Оттона III: в 992 году 3 поместья; в 993 году 2 поместья; в 995 году 4 поместья; в 999 году 1 поместье.
  • Последующие приобретения составили более 150 поместий.[7]

Сокровища

Аббатство также получило в качестве пожертвования многочисленные драгоценные книги, манускрипты и предметы церковной утвари, которые хранились в сокровищнице. В конце Второй мировой войны значительное количество ценных предметов было похищено (англ.) американским солдатом Джо Мидором, в том числе реликварий Св. Серватия, датируемый эпохой Карла Лысого; евангелистарий 9 века (Samuhel Evangeliar); отпечатанный в 1513 году евангелистарий Св. Виперта (Evangelistar aus St Wiperti) of 1513; литургический гребень из слоновой кости. Украденные предметы были снова обнаружены в 1987 году и после длительного судебного процесса были возвращены в аббатство в 1993 году.

Анналы

Аббатство так же известно как место хранения «Кведлинбургских анналов» (лат. Saxonicae Annales Quedlinburgenses, нем. Quedlinburger Annalen), составленных с 1008 по 1030 год. Благодаря своей связи с правящей семьёй империи и территориальной близости к её центру в Магдебурге, в Кведлинбург попадала достоверная и подробная информация, важная для изучения Священной Римской империи того времени[8].

Аббатисы

Источники

  • Kremer, Marita, 1924. Die Personal- und Amtsdaten der Äbtissinen des Stifts Quedlinburg bis zum Jahre 1574. Leipzig (= Phil. Diss. Univ. Leipzig 1924).
  • Wilberg, Max, 1906, repr. 1987. Regententabellen: Eine Zusammenstellung der Herrscher von Ländern aller Erdteile bis zum Beginn des 20. Jahrhunderts. Original edition Frankfurt/Oder, reproduced in facsimile by Transpress VEB Verlag für Vehrkehrswesen, Berlin. ISBN 3-344-00094-2
  • Gerchow, Jan (ed.), 2003: Essen und die sächsischen Frauenstifte im Frühmittelalter. Essener Forschungen zum Frauenstift 2. Essen.
  • Giese, Martina (ed.), 2004: Die Annales Quedlinburgenses. Hanover: Monumenta Germaniae Historica, Scriptores Rerum Germanicarum In Usum Scholarum Separatim Editi, vol. 72.
  • Heydenreuter, Reinhard, 1993: Kunstraub. Die Geschichte des Quedlinburger Stiftsschatzes. Munich.
  • Honan, William H., 1997: Treasure Hunt. A New York Times Reporter Tracks the Quedlinburg Hoard. New York.

Внешние ссылки

  • Dom und Domschatz zu Quedlinburg  (нем.)

Примечания

  1. ↑ Стр. 99
  2. стр. 126
  3. Термин "светский" (в смысле "мирской") указывает на тот факт, что они не принимали формального религиозного обета и не были связаны монастырскими правилами. В Средние века и более поздний период эти воспитанницы часто привлекались для ухода за незамужними или вдовствующими аристократками. Эти воспитанницы или "канониссы" часто были хорошо образованы и обучены искусствам
  4. 1 2 The Encyclopaedia Britannica, 1911
  5. иногда называемая Кведлинбургский собор, хотя она никогда не была кафедральным храмом
  6. см. дарственные акты в цифровом муниципальном архиве Дудерштадта
  7. Manfred Mehl, Die Münzen des Stiftes Quedlinburg. Hamburg, 2006, pp. 42-49.
  8. Thietmar, David Warner, 2001: Ottonian Germany, стр. 43

51°47′09.39″ с. ш. 11°08′12.5″ в. д. / 51.785944° с. ш. 11.136806° в. д. (G) (O)