Lagunamir.ru

Глазированный блог

Перейти к: навигация, поиск
Столкновение над Сан-Габриель
Рейс 706 Hughes Airwest
Общие сведения
Дата

6 июня 1971 года

Время

18:11 PST

Характер

Столкновение в воздухе

Место

горы Сан-Габриель, 7 км С Дуарти, округ Лос-Анджелес (Калифорния, США)

Координаты

34°10′ с. ш. 118°00′ з. д. / 34.1750° с. ш. 118.000° з. д. / 34.1750; -118.000 (O)(O)

Погибшие

50

Воздушное судно


McDonnell Douglas DC-9-31 компании Hughes Air West, идентичный разбившемуся

Модель

McDonnell Douglas DC-9-31

Авиакомпания

Hughes Airwest enru

Пункт вылета

Лос-Анджелес, США

Остановки в пути

Солт-Лейк-Сити (США)
Бойсе (США)
Льюистон-Нез Перс Каунти enru, Льюистон (США)
Паско enru (США)
Якима enru (США)

Пункт назначения

Сиэтл/Такома, Сиэтл (США)

Рейс

RW706

Бортовой номер

N9345

Дата выпуска

1969 год

Пассажиры

44

Экипаж

5

Погибшие

49 (все)

Второе воздушное судно


F-4B Корпуса морской пехоты США, схожий с разбившимся

Модель

F-4B-18-MC Phantom II

Авиакомпания

Корпус морской пехоты США

Пункт вылета

аэродром Фаллон enru, США

Пункт назначения

авиабаза Эль-Торо enru, США

Бортовой номер

151458

Экипаж

2

Погибшие

1

Выживших

1

 Изображения на Викискладе

Столкновение над горами Сан-Габриельавиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 6 июня 1971 года над горным массивом Сан-Габриель в окрестностях Дуарти. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-31 авиакомпании Hughes Airwest enru выполнял пассажирский рейс RW706 из Лос-Анджелеса в Солт-Лейк-Сити под радиолокационным контролем и поднимался до эшелона 330 (10,06 км), а истребитель F-4B Phantom II из Корпуса морской пехоты выполнял перелёт на базу Эль-Торо enru на высоте 15 500 футов (4,72 км) по ПВП. На высоте около 15 150 футов (4,62 км) в ясную погоду при безоблачном небе самолёты столкнулись и разрушились, в результате чего погибли 50 человек: все 49 человек на борту DC-9 и один из членов экипажа F-4. Второй член экипажа истребителя успел катапультироваться и выжил[1].

Предшествующие обстоятельства

McDonnell Douglas DC-9-31 с бортовым номером N9345 выполнял регулярный рейс RW706 по маршруту Лос-АнджелесСолт-Лейк-СитиБойсеЛьюистонПаскоЯкимаСиэтл. В 18:02[* 1] с 5 членами экипажа и 44 пассажирами на борту рейс 706 вылетел из аэропорта Лос-Анджелес и сперва перешёл на связь с Лос-Анджелес—контроль, а в 18:06 — Лос-Анджелес—центр. В 18:09 экипаж доложил о прохождении высоты 12 тысяч футов (3,66 км), на что диспетчер сообщил: Эйр Вест семь ноль шесть красный, поворот налево, курс ноль четыре ноль, сохранять направление до достижения Даггетта enru. Экипаж DC-9 подтвердил получение информации: Окей, ноль четыре ноль, направление на Даггетт. Это было последнее радиосообщение с рейса RW706[2].

Принадлежащий Корпусу морской пехоты США F-4B с бортовым номером 151458 (BuNo458) покинул авиабазу Эль-Торо enru (Калифорния) ещё 4 июня при плановом полёте двух самолётов. Согласно заданию, это должен был быть ночной перелёт на авиабазу Маккорд enru (штат Вашингтон), затем в Макклелланд enru (Калифорния), а после дозаправки направиться в Маунтин-Хоум enru (Айдахо). Но после вылета из Эль-Торо на обоих самолётах произошёл отказ транспондеров, из-за чего оба самолёта были вынуждены следовать до Маккорда под радиолокационным контролем диспетчера. 5 июня истребители выполняли уже перелёт в Макклеланд, когда при заходе на посадку у BuNo458 отказал радиопередатчик. После посадки на авиабазе экипажи обсудили состояние обоих машин, после чего ведущий лётчик принял решение о возврате в Эль-Торо. Ведомому лётчику и офицеру радиолокационного перехвата (Radar intercept Officer) требовалось дождаться завершения ремонта BuNo458, после чего также вернуться в Эль-Торо. На данном Фантоме на тот момент не работали транспондер и радиоприёмник, была утечка из кислородной системы, а также наблюдались помехи в работе радиолокатора[2].

Ремонтный персонал на базе Маунтин-Хоум заменил неисправный предохранитель в радиопередатчике, однако на базе не было специалистов для ремонта транспондера. Ещё рабочие зафиксировали утечку из кислородной системы, но не смогли устранить её. Также не была восстановлена нормальная работа радиолокатора. Экипаж истребителя тогда зарегистрировал полёт по ПВП на вспомогательную авиабазу Фаллон enru (штат Невада) ниже зоны точного контроля (англ. Area Positive Control или APC)[* 2] из-за неисправного транспондера и недостаточного запаса топлива. В этом полёте утечка кислорода увеличилась, поэтому кислородная система была отключена ещё при взлёте. На авиабазе Фаллон находящийся на дежурстве обслуживающий персонал также не смог устранить неисправности, поэтому лётчик связался с командиром подразделения, чтобы получить от него инструкции на этот счёт. После обсуждения было принято решение на малой высоте возвращаться на авиабазу Эль-Торо[3].

Катастрофа

После дозаправки экипаж истребителя подал очередной план полёта по ПВП ниже зоны точного контроля и временем вылета из Фаллона в 14:00. Но так как на базе Эль-Торо проходило авиационное шоу и она была закрыта до 16:30, вылет был отложен до 17:16. Согласно плану полёта, самолёт должен был следовать прямо на Фресно, затем по 5-65 до Бейкерсфилда, по J-5 до Лос-Анджелеса и далее уже прямо на Эль-Торо. В 17:16 Фантом вылетел из Фаллона и сперва поднялся до высоты 1500 футов (460 метров), а затем до 15 500 футов (4,7 км) чтобы пройти над горами и отдельными облаками в 50 милях от авиабазы вылета. После пересечения гор экипаж снизился до 5500 футов (1,7 км) и сохранял её до прохождения Бейкерсфилда. Примерно в 15 милях севернее информационного полётного центра в Бейкерсфилде экипаж лётчик получил сводку о погоде в Эль-Торо. Далее экипаж истребителя принял решение уклониться к востоку от первоначально намеченного маршрута и следовать на Палмдейл, обойдя тем самым Лос-Анджелес с его оживлённым воздушным движением[3].

"Фантом" следовал на минимальной высоте около 1000 футов (300 метров) от земли, но в 15 милях северо-западней Палмдейла из-за постоянно ухудшающейся видимости экипаж был вынужден подняться до высоты 15 500 футов. Со слов офицера радиолокационного перехвата, подъём занял около пары минут и без применения форсажа. После выхода в горизонтальный полёт было определено расстояние до базы Эль-Торо, которое составило 50 миль. Для осмотра лётчик совершил поворот истребителя вокруг продольной оси на 360° в течение 3 секунд. Скорость его составляла 420 узлов. До столкновения оставалось примерно 1 минута 20 секунд[3].

Анимация столкновения (по техническим причинам, для просмотра требуется открытие в отдельном окне)

DC-9 тем временем выполнял набор высоты и находился в секторе R-18 Лос-Анджелесского диспетчерского центра управления воздушным движением. Экипаж рейса RW706 получил предупреждения от диспетчера о двух самолётах поблизости, а на радиолокаторах он наблюдался в этот момент в общей сложности четырьмя людьми. При этом никаких враждебных пересечений пассажирскому рейсу на экранах радиолокаторов не наблюдалось[4].

В истребителе офицер наблюдал за радиолокатором, но из-за помех не видел на его экране других самолётов. Неожиданно периферийным зрением он заметил другой самолёт. Глянув туда, офицер увидел в 50° справа по курсу и чуть ниже авиалайнер, который летел наперерез. Офицер крикнул лётчику об опасности столкновения, на что тот сразу совершил манёвр уклонения. Но не дослушав предупреждение, лётчик не знал, где именно находится другой самолёт, а потому предпринятый им манёвр оказался неверным. Спустя 6—10 секунд с момента первого замечания опасности офицером радиолокатора, и спустя 8 минут 55 секунд с начала взлёта DC-9 на высоте 15 500 футов (4,62 км) был протаранен F-4. Потеряв часть левой плоскости, истребитель, вращаясь вокруг оси, перешёл в падение. Офицер радиолокатора подождал 5 секунд, после чего увидев многочисленные сигналы об отказах, катапультировался. Катапультирование произошло успешно, и офицер без травм приземлился с парашютом. Потерявший управление DC-9 (была начисто срезана кабина пилотов) также перешёл в падение и через ¾ мили от точки столкновения упал в каньон[4][5]. Лётчик истребителя, а также все находящиеся на борту DC-9 5 членов экипажа и 44 пассажира погибли[6].

Подобные происшествия

Культурные аспекты

Столкновение над горами Сан-Габриель показано в 13 сезоне канадского документального телесериала «Расследования авиакатастроф» в серии «Молчание „Фантома“».

Примечания

Комментарии

  1. Здесь и далее указано Тихоокеанское время
  2. Area Positive Control — воздушное пространство, в котором весь авиационный трафик находиться под надёжным контролем и где все воздушные суда должны выполнять полёты по ППП. На момент событий эта воздушная зона начиналась с эшелона 240 (7,3 км)

Источники

  1. Report, p. 1
  2. 1 2 Report, p. 3
  3. 1 2 3 Report, p. 4
  4. 1 2 Report, p. 5
  5. Report, p. 9
  6. Report, p. 6

Литература

  • Hughes Airwest DC-9, N9345, and U.S. Marine Corps F-4B, 151458, near Duarte, California, June 6, 1971. (NTSB/AAR-72-26) (англ.). National Transport Safety Bureau (30 August 1972). Проверено 26 января 2014.