Lagunamir.ru

Глазированный блог

Метки: Чумаки днепропетровская область пятихатский район, їхали чумаки у крим по сіль, чумаки пельмени, чумаки днепропетровской области, чумаки история.

Айвазовский И. К. Чумаки в Малороссии. 1885 год.

Чумаки — украинские торговцы или возчики, которые в XVIXIX веках отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров.

Чумаки играли важную роль в торговых отношениях Украины.

Содержание

Этимология

Ряд исследователей считает, что название "чумак" происходит от слова "чума". Во время долгой дороги обветренные, загорелые, не всегда чистые перевозчики напоминали больных[1]. Кроме этого, чумаки, перемещаясь на большие расстояния, могли служить источниками переноса инфекционных заболеваний[2].

Другие исследователи объясняют слово как заимствованное из тюркских языков: от турецкого čоmаk (булава, длинная палка), уйгурского čоmаk (сильный) или турецкого čumakdar (тот, что носит булаву)[3].

Деятельность

Чумацкий воз

До проведения железных дорог это был обширный промысел, занимавший много людей. Кроме крупной торговли с турками, поляками, украинцами, новосербами, крымскими татарами, чумаки вели торговлю (обычно мелкую) и внутри Сечи, предметом которой были епанчи, седла, стрелы, луки, стремена, сабли, удила и т. д. Кроме Сечи, торговля производилась и в паланках (в селах на Кальмиусе, Буге, Днепре и др.).

Путешествия чумаков были весьма опасны, так как часто подвергались набегам со стороны гайдамаков и татар. Ввиду сопряженных с перевозкой товаров опасностей, чумаки редко отправлялись в путь в одиночку. Их часто сопровождали конвойные, которым чумаки платили особый «ралец». В случае набега гайдамаков или ногайцев, чумаки для защиты строили из возов так называемый табор. Всякая валка имела своего выборного атамана, избиравшегося из опытных чумаков: он указывал путь, определял дневных и ночных сторожей для скота, распоряжался временем езды и отдыха, разбирал ссоры между ватажанами и т. п. Кроме атамана, каждая валка имела еще кухаря, то есть кашевара, на возу которого находились съестные припасы, а также казан и таганы. Позднее, особенно в первой половине XIX века, чумачество приобрело более мирный характер.

Обычно чумаки нагружали на воз около 50 пудов (820 кг); соли клали до 60 и 65 пудов (1000 кг). В дорогу отправлялось несколько хозяев, по предварительному взаимному уговору. Общее число пар волов доходило тогда до 40. С хозяевами шли наймиты, по одному человеку на четыре-пять волов. Срок найма начинался Светлым Христовым Воскресением и кончался зимним Николаем, и за все это время наймит получал от хозяина рублей 8 или 10 серебром. В XIX веке чумацкая валка не выбирала уже ни атамана, ни кашевара; слушались того, кто уже ходил в дорогу и знал чумацкие тракты и обычаи. Пищу варили и волов в ночное время стерегли поочередно.

Роль чумаков

Айвазовский И. К. Чумаки на отдыхе. 1885 год.

Чумаки представляли собой зачаток национального украинского купечества, основанный на началах чисто товарищеской ассоциации. Их можно назвать прототипом самого купечества на днепровском Низу, ибо первые чумаки были и торговцы, и промышленники, и воины. Чумацкая торговля была популярна и уважаема, так как была честна и сопряжена с опасностями для жизни. В Запорожье чумаки составляли между собой «артели», а как воины входили в состав низового товарищества, платили всю прибыль от промысла в войсковой скарб и возмещали свои убытки войсковой казной.

Примечания

  1. Чумацтво на Полтавщині
  2. Из книги А.С. Бондарь "Веремиевка"
  3. См. украинский вариант статьи Википедии "Чумацтво"

См. также


Tags: Чумаки днепропетровская область пятихатский район, їхали чумаки у крим по сіль, чумаки пельмени, чумаки днепропетровской области, чумаки история.